С 08.11.2021 г. Межрегиональное общественное движение «Российская ЛГБТ-сеть» включено Минюстом России в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента.
Похищение Халимат Тарамовой. Собрали хронику того, что известно на текущий момент
15 Июня 2021
счетчик посетителей сайта

Поздним вечером 10 июня шелтер в Махачкале — организованное проектом «Марем» убежище для жертв домашнего насилия — осадили дагестанские полицейские и чеченские силовики, о чём Российской ЛГБТ-сети сообщила находившаяся там дагестанская журналистка и правозащитница Светлана Анохина. Помимо самой Светланы в убежище на тот момент находились две волонтерки «Марем» и четверо их подопечных, среди которых — Анна Манылова и Халимат Тарамова. Судя по всему, именно в поисках последней и был организован рейд.

Халимат Тарамова - уроженка Чечни. В Российскую ЛГБТ-сеть она обратилась 28 мая, став жертвой преследований и насилия на почве сексуальной ориентации: девушка подвергалась побоям внутри семьи и угрозам, провела последние полгода практически взаперти и без доступа к средствам связи, боялась за свою жизнь на территории региона, печально известного пытками и убийствами ЛГБТ+ людей. Будучи в курсе ситуации, 4 июня в Грозный к подруге приехала вышеупомянутая Манылова, решившая попытаться помочь Халимат.

Руководитель программы экстренной помощи Российской ЛГБТ-сети  рассказал, что поспешность девушек была ошибочным шагом: “к любой эвакуации человека идет серьезная подготовка. После того, как мы узнали, что Анна прилетела в Грозный, у нас уже не осталось никакого выбора, кроме как помочь им покинуть территорию республики. Они покинули республику в тот же день и все это время, до вечера 10 июня, находились в кризисной квартире”.

6 июня Халимат Тарамова заранее записала видеообращение, в котором она подчеркивала, что ушла из дома добровольно, и просила ее не искать. Халимат направила это видео на сайт МВД с просьбой не объявлять ее в федеральный розыск и не раскрывать ее местонахождение родственникам. 

Тем не менее, её объявили в розыск как пропавшую, и именно это стало основанием для визита в шелтер сотрудников дагестанской полиции. В итоге, одного из полицейских в квартиру пришлось впустить — он, убедившись в благополучии Халимат и услышавший от неё же, что она покинула дом по собственной воле, казалось бы, ушёл. 

Во время опроса полицейским, Халимат и Анна высказывали опасения, что после его ухода, могут ворваться чеченские силовики. На что полицейский сам сообщил, что это незаконно и в таком случае нужно обращаться к силовым структурам. 

Как рассказывает Анохина, спустя пару часов, он сам ворвался в квартиру с чеченскими силовиками в военном камуфляже. Людей, находившихся в убежище, стали вытаскивать оттуда с применением грубой силы, а после увезли в РОВД, где составили на них протоколы о неповиновении силовикам (статья 19.3 КоАП), при этом не позволив снять побои, полученные при задержании. 

Тем временем Анна и Халимат успели выбежать на балкон. По сообщениям очевидцев, после в квартире появился отец Халимат, Аюб Тарамов. Девушки пригрозили, что спрыгнут (квартира расположена на четвертом этаже), чтобы к ним не приближались. Как вспоминает Анохина, после этого Тарамов вышел из квартиры, и пришёл некий “сосед”, как стало понятно позже, тоже участник рейда, пообещавший вывезти их. 

В результате Анна и Халимат оказались в центральном корпусе ОВД, где Халимат уговаривали написать заявление о том, что она ушла из дома, потому что её «сманили» — она написала другое, где настаивала на своей версии. В ОВД с девушками проводили беседу, рассказывая им о том, что их образ жизни не соответствует традициям. 

Как сообщает Анна, Халимат убеждали в том, что она должна вернуться к мужу. Надежды на помощь не оправдались: всё завершилось тем, что обеих девушек обманом вывели из отделения. В какой - то момент сотрудники полиции сообщили, что готовы обеспечить девушкам безопасность и вывезут их вдвоём, однако их повезли к запасному выходу и передали, как описывает Анна, “толпе чеченцев на джипах”. Этот вывод сделан на основании увиденных региональных номеров автомобилей. 

Анну схватили и удерживали, в то время время как Халимат на её глазах насильно усадили в машину.

Заявление от Анны о произошедшем не приняли, на данный момент она находится в безопасности.

Юристы «Российской ЛГБТ-сети» подавали заявление в МВД Дагестана, но, не получив ответа, обратились с заявлением о похищении Халимат Тарамовой в Следственный Комитет по Чеченской Республике. 

На текущий момент в интернете появились видеозаписи с Халимат Тарамовой о том, что она находится в кругу семьи. Однако, мысли о том, что происходило за кадром этих видеозаписей, вызывают сомнения: не стоит забывать, что девушка стремилась покинуть территорию Чеченской Республики. 

Российская ЛГБТ-сеть направила обращение в ЕСПЧ по 39 правилу и получила ответ. ЕСПЧ запросил у РФ местонахождение Халимат и задал вопросы об основании задержания Тарамовой в Махачкале, а также о причинах её доставления в Чечню. 

Как вы можете помочь Халимат?

  1. Вы можете написать обращение уполномоченной по правам человека в Российской Федерации Татьяне Москальковой: [email protected] и попросить её подключиться к ситуации. Шаблон обращения мы прикрепляем здесь

  2. Размещайте информацию о проиcходящем с хэштегами #гдеХалимат и #SaveTaramova 

Вы дочитали до конца, спасибо!

Ежедневно мы оказываем помощь ЛГБТ+ людям, сталкивающимся с нарушением их прав или оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Мы можем делать это благодаря пожертвованиям. Поэтому поддержите нас, пожалуйста, и оформите пожертвование. Любая сумма, особенно в регулярной форме, позволяет нам не только продолжать нашу работу, но и лучше планировать её.

Пожалуйста, подпишитесь на ежемесячное пожертвование в нашу пользу. Спасибо.